Игорь
Семенович
КОН

НА ПОЛЯХ И ПО ПОВОДУ

ЗАМЕТКИ 1998 ГОДА

Достижения демографов

Исполнилось 10 лет существования руководимого А.Г. Вишневским Центра демографии и экологии человека, существующего при Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Это событие было отмечено научной конференцией "Население России в XX веке" (опубликован интересный сборник тезисов), в которой участвовали многие ведущие ученые страны. От души поздравляю юбиляров!

Психологи, медики, да и многие обществоведы зачастую плохо знакомы с демографией, в массовой печати нередко публикуются фантастические цифры, а политики и журналисты плачут не о том, о чем надо бы. Например, во всех разговорах о "геноциде русского народа" упоминают снижение рождаемости. Между тем, в отличие от роста детской смертности, этот процесс начался задолго до перестройки и происходит во всех развитых странах, включая самые богатые. Это просто другой тип воспроизводства народонаселения, в нем нет ничего "кризисного", хотя, как любой другой глобальный процесс, он порождает немало социальных проблем и трудностей.

Отличительная особенностей публикаций ЦДиЭЧ - высокая научность и глубина анализа. Его информационный бюллетень "Население и общество" - необходимое справочное пособие для каждого, кто хочет понять, насколько статистически типичны интересующие его явления, причем текущие российские данные всегда рассматриваются в историческом контексте и в сравнении с другими странами .

Например, июльский номер бюллетеня за 1998 г. посвящен теме "Внебрачное материнство в России". По данным российской микропереписи 1994 г., без регистрации жили 6.5% мужчин и 6.7% женщин, считавших себя состоящими в браке. Это примерно столько же, сколько было в 1993 г. в США или в середине 80-х годов в Великобритании, Франции и Нидерландах.. Доля внебрачных зачатий, стимулировавших брак, в общем числе первых рождений в Москве в 1995 г. составляет 34 %, а среди 15-19-летних - до 50 %. Доля внебрачных рождений в России выросла с 13.1% в 1960 году до 23.0 % в 1996 году, однако это меньше, чем в ряде западных стран. Е.Иванова и А. Михеева подробно анализируют причины и следствия этих статистических тенденций, в которых часто, хоть и не всегда, находит выражение свободный выбор женщины, но при этом возникают и немалые проблемы и трудности.

Январский бюллетень "Самоубийства в России", написанный питерскими социологами Я. Гилинским и Г. Румянцевой, посвящен самоубийствам в России. В 1994 г. наша страна заняла по этом показателю второе место в мире (41.8 на 100.000 населения), после Литвы, где эта цифра - 45.8. Сравнения с западными странами для России еще более невыгодны. В бюллетене анализируются половозрастные, культурные и многие другие параметры этой драматичной проблемы.

Совет: не доверяйте газетам и ТВ, читайте серьезных демографов. Адрес ЦДиЭЧ. Его адрес - 117418 Москва, Нахимовский пр. 47, тел. 332-43-14б, факс (095) 129 26 27


Подростки и героин

Употребление героина среди американских старшеклассников значительно выросло за последние годы. Среди 12-классников оно выросло с 1990 г. по 1996 г. вдвое, с 0.9% до 1.8%. В некоторых средах рост еще быстрее. Многие подростки нюхают героин, ошибочно считая, это безопаснее (в смысле привыкания) инъекций.


Уровень тестостерона и сексуальная активность

Взаимосвязь гиперсексуальности и агрессии определенно имеет биологические причины и связана с уровнем тестостерона в крови. Ряд исследований (Д. Дэббс, 1992 и др.) показали, что повышенный уровень тестостерона коррелирует у обоих полов с более высоким либидо, повышенной агрессивностью и доминантностью, стремлением к необычному и с антиобщественным поведением. Юноши и молодые мужчины с повышенной концентрацией тестостерона чаще других конфликтуют с родителями, учителями и одноклассниками, более агрессивны в отношениях с другими взрослыми, чаще нарушают дисциплину в армии, употребляют наркотики и алкоголь, имеют более интенсивную сексуальную жизнь, чаще изменяют своим женам и конфликтуют с ними.

Чтобы понять, от чего зависит уровень сексуальной активности 215 молодых мужчин (средний возраст 19,9 лет), канадские психологи Энтони Богаерт и Уильям Фишер (1995) сопоставили данные об их сексуальном поведении, включая число их сексуальных партнерш, с результатами психологического тестирования и количеством обнаруженного в их слюне тестостерона. 15% этих юношей еще не имели сексуального опыта, у остальных средний возраст сексуального дебюта был 16,1 года, а среднее число партнерш к моменту обследования - 6,6. Из множества выделенных психических свойств важнейшими факторами, сопутствующими большему числу сексуальных партнерш, оказались любовь к новизне и риску, гипермаскулинность, физическая привлекательность и повышенный уровень тестостерона. Иными словами, "сексуальная раскованность" молодых мужчин, от которой зависит их сексуальное поведение, - часть более общего психологического синдрома, связанного с их общей психофизиологической конституцией.

Только что эти идеи получили новое, более строгое эмпирическое подтверждения. Американские сексологи К. Т. Хэлперн и др (Archives of Sexual Behavior, October 1998) в течение трех лет измеряли уровень тестостерона в слюне группы мальчиков-подростков, начиная с 13 лет. Мальчики, к которых он был выше, имеют больший сексуальный опыт, требующий участия партнерши (чтобы исключить мастурбацию) и чаще инициируют половой акт. Эти различия имеют важные психологические последствия.


Россияне - чемпионы внебрачного секса

В 1994 г. солидная международная научная организация, проводящая сравнительные опросы общественного мнения в разных странах, провела опрос в 24 странах (Австралия, Австрия, Болгария, Канада, Чехия, Германия (Западная и Восточная), Англия, Венгрия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Голлландия, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Норвегия, Польша, Филиппины, Россия, Словения, Испания, Швеция и США) о том, как их населения относится к добрачному сексу, сексу до наступления 16 лет, внебрачному сексу и гомосексуальности. Российскую выборку (1998 человек, из них 64 % - женщины, а средний возраст - 41 год). По трем вопросам из четырех россияне мало отличаются от других наций и стоят где-то посредине между "либералами" "консерваторами". В том, что касается добрачного и подросткового секса, они стоят ближе к либеральному полюсу (категорически осудили добрачные связи только 13% опрошенных, не видят в них ничего дурного - 57 %). В отношении гомосексуальности они скорее консервативны (всегда неправильной считают ее 57%, а вообще не осуждают - только 19%), однако многие страны (Болгария, Венгрия, Ирландия, Италия, Япония, Филиппины, Польша, Словения и США) в этом отношении еще более консервативны. Зато в принятии внебрачных связей россияне оказались чемпионами: категорически осудили их только 36 %, а допустимыми при всех условиях - 17%. Таких цифр нет нигде. В большинстве стран такую практику осуждают свыше половины, а в Ирландии и США - 80 % опрошенных.

Эти данные опубликованы в The Journal of Sex Research, November 1998.

Если хотите задуматься над этими цифрами, сравните их с теми, которые приводятся в моей книге Сексуальная культура в России.


Социология брака и семьи

Хотя сексуальность не обязательно связана с браком, брачно-семейные отношения существенно влияют на нее, равно как и на все прочие аспекты нашей жизни. В последнее время вышло несколько заслуживающих внимания отечественных работ по социологии брака и семьи, на которые мне хочется обратить внимание читателя.

  1. Институт социологии РАН, которому только что исполнилось 30 лет, опубликовал второе, переработанное и дополненное издание учебного пособия "Социология в России" под редакцией В.А. Ядова (учебное пособие для вузов). В этой толстой ( почти 700 страниц) книге, помимо краткой общей истории социологии в России (о чем есть много других работ), есть главы, посвященные отдельным отраслям и отделам социологии. Для нашей проблематики особенно интересны главы "Социология пола и гендерных отношений" (Т. Гурко), "Социология семьи" (А. Клецин) и "Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости" (О. Захарова). Психологи найдут нечто интересное также в главах В. Ольшанского "Личность в российской социологии и психологии" и Г. Андреевой "Социальная психология" (Галину Михайловну следует читать всегда, о чем бы она ни писала). Интересны и многие другие главы. Читать эту книгу подряд вряд ли возможно, но для справок она очень полезна.
  2. Специально социологии семьи посвящено учебное пособие "Социология семьи" А.И. Антонова и В.М. Медкова (издательство МГУ, 1996, 303 стр). А. И. Антонов - один из ведущих отечественных специалистов в этой области знания. Учебное пособие содержит много интересных фактов, в том числе о сексуальном и репродуктивном поведении. Идеологически Анатолий Иванович - горячий защитник высокой рождаемости и многодетных семей. Вот только как это сделать?
  3. Книга С.И. Голода "Семья и брак: историко-социологический анализ" (Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1998, 272 стр.) написана с несколько других теоретических позиций. В 1960-е годы Сергей Исаевич был родоначальником советских сексологических опросов. Когда-то, после одной большой комсомольской конференции в Москве, покойный свердловский социолог Лев Наумович Коган посвятил ему такие стихи:
    Кто был когда-то юн и молод,
    Поймет, что значит в сексе Голод.
    Ни антрекот, ни блин, ни кекс
    Не утолят голодный секс.
    В трудах А. Харчев, меру зная,
    Уют семейный воспевает,
    А Голод С., не зная мер,
    Усердно хвалит адюльтер.
    Оставил сектор нам в наследство
    Идеи светлые свои:
    По Харчеву - семья без секса,
    По Голоду - секс без семьи.
    Это была, конечно, шутка. Основоположник послевоенной советской социологии семьи А.Г. Харчев, начальник Голода, ничего не имел против секса, а Голод всегда уважал любовь и семейные ценности. С возрастом это уважение стало еще больше. Тем не менее в его книге есть и глава "Немоногамные модели брака и семьи". В общем, читайте. А завидовать не обязательно. Две книги из трех подготовлены на средства фонда Сороса. Если вам тоже хочется внести вклад в укрепление брака и семьи и написать альтернативное учебное пособие, - просите и дастся вам.

Исправление ошибки

На стр.316 моей книги "Лунный свет на заре" говорится, что советские власти "вынудили писать покаянные письма поэта Геннадия Трифонова". Как только что сообщил мне Г.Н. Трифонов, единственное письмо, написанное им в лагере 7 декабря 1978 г. и впервые опубликованное (в США) в известной книге Вл. Козловского и упоминаемое на стр. 313 моей книги, было не покаянным, а рассказывало о невыносимом положении осужденных по 121 статье. Мое цитированное выше суждение основывалось, вероятно (я не могу сейчас проверить это по источникам) на впечатлении от полемики Г.Н. Трифонова с Семеном Карлинским, который был главным пропагандистом его творчества в США. Поскольку советские люди, подвергавшиеся преследованиям (по каким угодно причинам) на Родине, часто были вынуждены отмежевываться от своих западных защитников, я воспринял эту полемику в том же ключе. Видимо, я ошибся или что-то перепутал. В любом случае, приношу Г.Н. Трифонову свои искренние извинения за допущенную ошибку.


Переписка с Питиримом Сорокиным

Тем, кто интересуется историей социологии, может быть интересно просмотреть мою переписку с Питиримом Сорокиным (1965-67 гг), которую я начал, чтобы получить некоторые материалы для моего студента, которому я дал эту тему. Собственно, это письма Сорокина, своих писем я никогда не хранил, где ребята нашли копии некоторых моих писем, понятия не имею. А письма Сорокина (переписка продолжалась до самой его смерти) довольно интересны. См.:
Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина. Переписка с И.С. Коном. Журнал социологии и социальной антропологии, СПб, 1998, № 2, с.20-35

Победа над сифилисом. Но не у нас, а в США

По только что опубликованным американским данным, число новых случаев сифилиса с 1990 по 1997 год упало на 84%. Достигнуты самые низкие показатели с 1941 года, когда начали эту статистику вести. Очаги распространения инфекции локализованы в относительно небольшом районе, что позволяет надеяться на дальнейшие успехи. В 1980-х годах рост заболеваемости был эпидемическим, превысив в 1990 году 50'500 случаев. В 1997 г. новых случаев всего 8'551.
Причины этого успеха ученые связывают с увеличением ассигнований на борьбу с инфекцией, изменениями в сексуальном поведении, включая использование презервативов, снижение пользования кокаином, которое способствовало эпидемии 1980-х, и с приобретенным иммунитетом к сифилису среди групп риска. Болезнь остается социальной: среди афромериканцев в 1997 г. заболеваемость была 22 случая на 100'000 населения, среди испаноязычного населения - 1.6 и среди не-испаноязычных белых - 0.5.
Эх, если бы наша Дума меньше заботилась о "целомудрии" народа и больше - о его реальном здоровье.


Для профессионалов

Handbook of Sexuality-Related Measures. Edited. by Clive M. Davis, William Y. Yarber et al Sage Publications, 1998. 592 pp. $ 99.95 ISBN 0-8039-7111-7 hardcover

Вниманию специалистов!

Эта книга абсолютно бесценна для каждого, кто ведет или собирается вести исследовательскую работу в области сексологии. В ней собраны 197 тестов, вопросников, шкал и других инструментов, с помощью которых измеряются разные стороны и аспекты сексуального поведения, установок и ценностей, относящихся больше чем к 50 различным сюжетам, включая аборты, старение, сексуальные дисфункции, ревность, мастурбацию, изнасилование, гомосексуальность и многое другое. По каждому инструменту приводятся подробные данные о его валидности и сферах применения и как можно связаться с автором. Многие шкалы и опросники приводятся целиком, другие, по соображениям авторского права, в сокращении.

Без этого руководства сегодня практически невозможно изучать человеческую сексуальность так, чтобы ваши данные были сопоставимы с западными, а без этого вас никто там всерьез не примет.

Это не книга для чтения, о самой сексуальности вы там ничего нового не узнаете. Но это очень важный методологический справочник. Если вы хотите работать профессионально и умеете пользоваться соответствующим инструментарием, постарайтесь заполучить это руководство для вашей научной библиотеки. Если у вас есть западные спонсоры - а без них у нас все равно работать, увы, невозможно - попросите их прислать вам его.


Русская эротическая культура

Очень рекомендую тем, кто интересуется историей русской сексуальной культуры, серию публикаций "Русская потаенная литература", которую с 1992 года выпускает научно-издательский центр "ЛАДОМИР" (последний том "Русский школьный фольклор" выпущен совместно с "АСТ"). В отличие от множества примитивных коммерческих изданий , эти публикации являются научными и их делают и комментируют, получая за это сущие гроши, профессиональные фольклористы, этнографы и филологи. Вышло уже 10 книг. Среди них и разнообразный фольклор, и первое полное издание знаменитых сказок Афанасьева, и неподцензурная поэзия, и сборники научных статей, и увлекательная монография В.И. Жельвиса "Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира".

Как это принято в нашем отечестве, несколько лет назад на издательство "наезжала" прокуратура, обвиняя в распространении порнографии. Но закрыть серию не удалось, в издательском портфеле еще много интересных книг.

Они же издали уникальную монографию.Н.Л. Пушкаревой

"Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х - начало XIX в.) (1997), без которой сегодня нельзя себе представить социальную историю нашей страны.

Тем, кто хочет знать подлинную историю России, не фальсифицированную малограмотными "патриотами", эти книги пригодятся.

Заказать их можно наложенным платежом по адресу: 103617, Москва,

Зеленоград, корпус 1435, НИЦ "Ладомир". А москвичи могут дешевле всего купить эти книги в киоске в здании Института психологии РАН, Ярославская 13, метро ВДНХ.


Женские сексуальные фантазии

В книге "Вкус запретного плода: сексология для всех" я обсуждал вопрос об отличиях женских сексуальных фантазий от мужских. Одно из них состоит в том, что женщины чаще мужчин воображают себя жертвами сексуального принуждения. Почему? С одной стороны, это связано с особенностями женской сексуальной позиции и традиционными нормами воспитания. Принято думать, что женщина, которую возбуждают сцены принуждения и изнасилования, с помощью таких фантазий преодолевает чувство сексуального стыда: "не я делаю, меня заставляют".

Однако это объяснение не универсально.

Исследовав фантазии 137 американских студенток, Д. Страсберг и Л. Локерт (Archives of Sexual Behavior, 1998, vol 27, N 4) нашли, что почти все они регулярно испытывают сексуальные фантазии, причем свыше половины из них имеют также фантазии насильственного характера. Эти женщины не являются ни мазохистками, ни жертвами сексуального насилия. Женщины, имеющие "насильственные" фантазии, сексуально активнее остальных, имеют больше разных сексуальных фантазий и не испытывают в связи с этим чувства вины. При этом воображаемые ими мужчины являются для них привлекательными и желанными, это не изнасилование, а добровольный секс, когда мужчина делает то, чего женщина сама хочет. То, что женщина может позволить себе такие фантазии, свидетельствует не о чувстве вины, а, напротив, о сексуальной раскрепощенности и желании экспериментировать.

Это весьма существенно для понимания природы современного партнерского секса, предполагающего равенство полов.


Могут ли дети видеть родителей обнаженными?

В психиатрической, психоаналитической и педагогической литературе широко распространено мнение, что дети не должны видеть наготу своих родителей, которая может их шокировать или совратить. А уж если ребенок нечаянно стал свидетелем родительского полового акта, то психическая травма ему гарантирована. Однако есть и другое мнение: у родителей, которые не стесняются своей наготы, дети вырастают эмоционально и сексуально более раскованными, полнее принимают собственное тело и имеют в связи с этим меньше комплексов.

К сожалению, обе точки зрения подкреплялись главным образом отдельными примерами и клиническими историями, истолкование которых зачастую произвольно.

В Archives of Sexual Behavior (1998, vol 27, N 4) опубликована статья Пола Оками и группы ученых-психологов Калифорнийского университета. В рамках лонгитюдного исследования стилей семейной жизни 200 мальчиков и девочек систематически обследовались в течение 18 лет. Наряду с многими другими темами, ученые фиксировали, видели ли эти дети родительскую наготу и случалось ли им быть свидетелями так называемых "первичных сцен". Когда испытуемые достигли 17-18 лет, этот их жизненный опыт был сопоставлен с большим набором психологических черт, включая характер общения с родителями и сверстниками, наличие антисоциального поведения, качество сексуальной жизни т.д. Оказалось, что сама по себе родительская нагота никакого вредного влияния на детей не оказывает. Что же касается "первичных сцен", то их влияние зависит от пола ребенка. У мальчиков это зрелище (пережитое до 6 лет) коррелирует с меньшим риском заразиться в юности венерической болезнью или стать виновником нежелательной беременности, а у этот риск, наоборот, повышается.

Никаких педагогических выводов ученые, естественно, не делают, поскольку влияние любого психологического события зависит от множества других индивидуальных особенностей развития ребенка. Для одного вид родительской наготы - опасный сексуальный "соблазн", а для другого - способ удовлетворить здоровое любопытство, причем эта реакция во многом зависит от общих свойств культуры и ее отношения к наготе и сексуальности. Однако исследование Оками и др. еще раз напоминает, что родившаяся в рамках антисексуальной викторианской культуры психоаналитическая концепция "психических травм", обнаруживающихся лишь много времени спустя, требует к себе критического отношения.


Конструктивизм и эссенциализм - ложная альтернатива

В книге "Лунный свет на заре" я коротко изложил суть современных споров между конструктивистами, считающими однополую любовь продуктом истории и культуры, и эссенциалистами, склонными рассматривать ее как нечто объективное, биологически обусловленное. Я не отдал явного предпочтения ни тому, ни другому подходу не потому, что не имею на сей счет определенного мнения (что само по себе тоже законно), а потому, что считаю эту альтернативу ложной. Биологические и культурологические теории не опровергают друг друга, потому что отвечают на разные вопросы:

"На вопрос "Как человек становится геем?" наука дает по крайней мере три разных ответа.

  1. Гомосексуальность дана индивиду изначально как неотвратимая судьба, индивидуальное развитие только обнаруживает и реализует то, что было заложено природой или сформировано в очень раннем детстве.

  2. Она формируется средой и воспитанием, -- травматическими переживаниями детства, семейными условиями, сексуальным совращением подростка взрослыми или сверстниками.

  3. Она является результатом индивидуального саморазвития, более или менее сознательного выбора, это не судьба, а самоопределение.

Хотя эти подходы кажутся взаимоисключающими, каждый из них по-своему справедлив, потому что сексуальная ориентация многомерна и ее аспекты и компоненты формируются разновременно и по-разному. Непроизвольное эротическое влечение к лицам собственного пола часто бывает врожденным или возникает уже в самом раннем детстве. Целостный сексуальный сценарий формируется под влиянием среды и воспитания, в процессе активного взаимодействия с другими людьми. Что же касается самосознания ("Я гей" или "Я лесбиянка") и соответствующего стиля жизни, то они, безусловно, предполагают выбор и индивидуальное самоопределение" (стр. 333).

Человеку, не имеющему опыта научного мышления, понять это трудно. Для него гомосексуальность - либо природная данность, либо продукт среды и воспитания, либо результат свободного личного выбора. На самом деле же деле все эти моменты переплетаются. Поясню это на примере менее идеологизированного явления - левшества.

На вопрос "Какой рукой вы пишете?" 90 процентов людей обычно отвечают "правой", 10 процентов - "левой", но около 30 процентов правшей иногда пишут и левой. Ученые связывают это с асимметрией полушарий головного мозга, причем тот же самый отдел гипоталамуса, где, по Д. Хеймеру, расположен "ген гомосексуальности", заведует и леворукостью. До самого последнего времени связь этих явлений казалось проблематичной. Но летом 1998 года на 24 годичном собрании Международной Академии сексологических исследований были доложены (М. Лалюмьер, Р. Бланшар и К. Зуккер) результаты метаанализа всех исследований этой темы и оказалось, что вероятность левшества у гомосексуальных мужчин и женщин на 39 % выше, чем у гетеросексуалов. Для объяснения предлагаются три разные биологические теории.

Но как связано левшество с психическими свойствами и самосознанием личности? Во многих древних обществах левши считались социально неполноценными и опасными людьми, им приписывали всевозможные пороки и болезни, убивали или пытались лечить. Этим создавалась особая социальная идентичность, стигма, которая заставляла людей скрывать свою леворукость, стараться избавиться от нее и т.п. Объяснить эти социальные сценарии и их влияние на повседневную жизнь могут обществоведы и культурологи.

Что же касается конкретного индивида, то его самосознание и образ Я зависят не столько от того, какой рукой он пишет, сколько от того, как он осознает эту свою особенность - принимает, отрицает, жалеет о ней, всячески демонстрирует ее или просто не обращает на нее внимания. То-есть налицо индивидуальный выбор, диапазон которого задается отчасти природными (насколько велик "перевес" левой руки над правой), но значительно больше социальными условиями. С ослаблением стигмы левшество не исчезает, но оно утрачивает статус особой идентичности.

С гомосексуальностью дело обстоит принципиально так же. Абстрактная формула о всеобщей природной бисексуальности человека не снимает вопроса о том, почему эта бисексуальность проявляется у разных людей по-разному и в разной степени. Индивидуальная предрасположенность к тому или иному типу любви и степень ее исключительности, разумеется, не являются делом свободного выбора. Но как человек воспринимает и реализует свои наклонности, зависит от его макросоциальной среды, воспитания и личного опыта. На этом уровне анализа работет именно социальный конструктивизм.

И еще одно очень важное замечание.

"Нормализация" однополой любви - частный случай общего изменения отношения культуры к индивидуальным особенностям. Традиционная культура отличалась жестким нормативизмом и нетерпимостью к различиям и вариациям. Хотя древний половой символизм, наряду с идеей противоположности полов, знает и идею их взаимопроникновения, андрогинии, принцип "мужчина или женщина" и связанная с ним гендерная стратификация строго охранялись. На самом деле степень "маскулинности" и "фемининности" конкретных мужчин и женщин всегда была неодинаковой, и в этом разноообразии заинтересована не только культура, а и эволюция. Чем больше развивается наука, тем больше вариаций она обнаруживает внутри каждого типа, причем эти вариации не являются ни патологическими, ни социально опасными. Споры о свойствах "настоящего мужчины" и "настоящей женщины" сегодня уместны разве что на ТВ. Привычная формула "а если все будут так поступать?" не работает именно потому, что люди разные и не хотят действовать одинаково.


Гомосексуальность и депрессия

В книге "Лунный свет на заре" я показал, как трудно назвать общее число геев и лесбиянок. Цифры зависят и от характера выборки, и от формулировки вопросов, и от метода исследования. В этих цифрах легко запутаться. На стр. 42 книги я сам допустил ошибку в изложении данных Кинзи. Знаменитая "одна десятая" - это число мужчин, которые имели в течение трех лет между 16 и 55 годами более или менее исключительный (5 или 6 по шкале Кинзи) гомосексуальный опыт. Исключительно гомосексуальный опыт (6 по шкале Кинзи) имели 8 процентов мужчин, то есть каждый тринадцатый. Но это проценты от общего числа опрошенных, а не от числа мужчин, имевших однополые контакты. Приношу свои извинения.

В последнем номере Journal of Homosexuality (vol.36, N 2) напечатана статья Кристофера Бэгли и Пьера Трамбле о результатах выборочного опроса 750 молодых (от 18 до 27 лет) мужчин, живущих в одном из районов канадского города Калгари. В отличие от интервьюирования лицом к лицу или телефонного опроса, в этом исследовании респонденты имели большую степени анонимности. Интервьюер, молодой человек того же возраста, что и респондент, по предварительной договоренности, приходил к нему домой и просил с помощью мыши ответить на вопросы, возникавшие на дисплее персонального компьютера. Сам интервьюер в это время читал или смотрел телевизор, как отвечает респондент, он не видел, а запись в компьютере также не поддавалась идентификации. Вопросы касались преимущественно состояния здоровья респондента, лишь в конце анкеты возникали сексуальные проблемы. Этот метод сделал респондентов более откровенными, и их гомосексуальный опыт оказался больше, чем в других опросах (хотя район, где проходил опрос, не был типично "голубым").

Наличие добровольных однополых сексуальных контактов от 12 до 27 лет признали 14 процентов опрошенных. Геями (5.9%) и/или бисексуалами (6.1%) считают себя 11 процентов. В последние 6 месяцев однополые сексуальные контакты имели 9.2 процента опрошенных. Так что, в общей сложности, какую-то степень гомосексуальной вовлеченности признали 15.3 процента молодых мужчин. Однако, в отличие от того, что происходит в геевских общинах, только 43 процента из них начали гомосексуальную активность до 18 лет.

Исследователей также интересовало психическое состояние респондентов, насколько та или иная сексуальная ориентация предрасполагает молодого человека к депрессии. При анализе ответов на вопрос, испытывали ли они депрессивные чувства в последние две недели, существенной разницы между сексуально-активными гомо=, гетеро= и бисексуалами не обнаружилось. Зато у мужчин, не имеющих сексуальных контактов, соответствующие показатели резко возрастают (27.1 у геев и 23.6 у гетеросексуалов). Высокие, клинические уровни депрессии (индекс 28+) также связаны не столько с сексуальной ориентацией, сколько с уровнем сексуальной активности. Среди сексуально-активных геев депрессией страдают 6 %, а среди девственников - 46%; у гетеросексуальных мужчин аналогичные цифры - 2.6% и 21.8%. Какова здесь причинная связь - депрессивное состояние препятствует сексуальным контактам или сексуальная изоляция рождает депрессию - вопрос открытый. Но взаимосвязь этих двух явлений сомнений не вызывает.


Новые справочные пособия

Научная литература по сексологии огромна и постоянно увеличивается. Хочу обратить внимание читателей на новые справочные пособия.

1) Robert T. Francouer, editor-in-chief, Marta Cornog, Timothy Perper, and Norman Scherzer, coeditors. The Complete Dictionary of Sexology. New Expanded Edition. NY, Continuum Press, 1995. 790 pp. $ 29.95

Эта книга - самый большой современный однотомный словарь сексологических терминов (свышу 6000 слов). Учитывая существующий в сексологии терминологический разнобой, создание нормативного словаря - задача столь же важная, сколь и трудная. В значительной степени, это авторам удалось. Хотя каждый специалист найдет, что чего-то нехватает, словарь поможет унификации научной терминологии и, по крайней мере, уяснению смысла многих новых и старых терминов. У кого есть деньги, советую купить -

ISBN 0-8264-0672-6

2) Robert T. Francouer, editor. Preface by Timothy Perper, Introduction by Ira L. Reiss. The International Encyclopedia of Sexuality. 3 vols. NY, Continuum, 1997.

Книга написана 170 специалистами из разных стран мира, которые пытаются по одной и той же схеме описать сексуальную культуру, поведение и ценности 32 стран - Аргентины, Австралии, Бахрейна, Бразилии, Канады, Китая, Чехии и Словакии, Финляндии, Германии, Ганы, Греции, Индии, Индонезии, Ирана, Ирландии, Израиля, Японии, Кении, Мексики, Нидерландов, Польши, Французской Полинезии, Пуэрто Рико, России, Южной Африки, Испании, Швеции, Таиланда, Украины, Великобритании и Северной Ирландии и США. Разные главы книги неодинаковы по своей информационной насыщенности (книга готовилась к печати несколько лет), а многих важных стран в ней вообще нет (не удалось найти авторов). Тем не менее справочник обладает уникальной ценностью и официально рекомендован последним конгрессом Всемирной сексологической ассоциации. Тем, кто хочет сравнить состояние тех или иных аспектов сексуальной жизни в разных странах, эта книга просто необходима. Однако цену называть не хочется.

 

  • Главная страница
  • Новости сайта
  • Ответы на вопросы
  • Книги
  • Статьи
  • Заметки
  •  

    Hosted by uCoz