СЕКСОЛОГИЯ 
  Персональный сайт И.С. КОНА 
 Главная страница  Книги  Статьи  Заметки  Кунсткамера  Термины  О себе  English 

ВКУС ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА: Сексология для всех

Содержание книги

Никому не нравится работать и зарабатывать деньги, да ведь приходится.
Иной раз пожалеешь бедную девушку: она и устала,
и не в духе, а тут нужно угождать мужчине, до котороого ей дела нет,
какому-нибудь полупьяному дураку...
Ради собственного удовольствия
ни одна женщина не пойдет на эту работу;
а послушать наших ханжей, так это сплошные розы!
Бернард Шоу

Проституция

Проституцию (от латинского prostituere - выставлять публично), то есть сексуальное обслуживание за плату, часто называют первой древнейшей профессией. Но под это определение подводятся самые разнообразные явления. Если считать проституцией все сексуальные контакты, где главным мотивом одной из сторон является материальная выгода, то придется включить сюда также брак по расчету. Очевидно, однако, речь идет только о внебрачных отношениях.

В индуистских храмах были специально обученные жрицы любви, танцовщицы-девадаси (отсюда происходит португальское слово - баядера), которые отдавались брахманам-жрецам и платившим храму паломникам. Эта деятельность была профессиональной, даже наследственной и пользовалась всеобщим уважением. Но это не было простое удовлетворение мужской похоти. Сексуальная близость считалась приобщением к божеству, жрицы камы учили мужчин искусству любви. Существовали такие жрицы и в древнем Вавилоне.

Во многих государствах Западной Азии существовал обычай, по которому каждая женщина была обязана хоть раз в жизни отдаться чужестранцу в храме, посвященном богине Иштар (Астарте). В этом проявлялась преданность богине, а полученные деньги жертвовались храму. Кое-где сексуальные контакты, сопровождавшиеся вознаграждением, были одним из правил гостеприимства. В других случаях они предшествовали вступлению в брак, были частью мужских или женских инициации или оргиастических праздников.

С проституцией эти отношения роднит только то, что это была связь со случайными, временными партнерами и что эта связь материально вознаграждалась. Но это не было простым товарным обменом секса на деньги, оно мотивировалось религиозными соображениями и строго регулировалось обычаями.

Священная храмовая проституция, как гетеро-, так и гомосексуальная, существовала и в Древней Греции. Там были и светские гетеры (греческое - спутницы) - женщины различных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Некоторые гетеры были высокообразованны и имели большое общественное влияние (например, знаменитая Аспазия, подруга Перикла). Для низших же слоев общества существовали дешевые бордели, уровень которых был, естественно, совсем другим.

В Древнем Риме большинство проституток были рабынями и содержались в многочисленных борделях, которые рассматривались как средство поддерживать чистоту семейной жизни. В Римской империи куртизанки имели специальные лицензии и платили налоги. Нападки на проституцию как социальный институт начались только с возникновением христианства.

Отношение средневекового христианства к проституции было противоречиво. Проституция морально осуждалась. Тем не менее многие христианские государи и даже сама католическая церковь не брезговали получать от нее доход. В общем, проституция считалась неискоренимой.

В Киевской Руси "блудницами" одинаково назывались и те женщины, которые отдавались за деньги, и те, которые вступали в связь с мужчиной вне законного брака. При этом блуд считался меньшим грехом, чем прелюбодеяние, то есть супружеская измена, осквернение брачного ложа.

Социальной проблемой проституция впервые стала в Западной Европе лишь в XVI веке в связи с эпидемией сифилиса. Поскольку попытки закрытия борделей не увенчались успехом, в конце XVII века во многих европейских странах начинается медицинское обследование проституток, их регистрация и т. д. То есть проституция становится не только фискальной и моральной, но и медико-гигиенической проблемой.

По мере урбанизации и индустриализации число проституток растет. Начинает формироваться "индустрия порока", проституция осознается как социально классовая проблема и как часть "женского вопроса".

Социалисты, включая марксистов, считали, что единственный способ ликвидировать проституцию - уничтожение социального неравенства и эксплуатации и эмансипация женщин. Однако ни в СССР, ни в других социалистических странах проституция не исчезла, хотя ее наличие мы много лет категорически отрицали.

Что же представляет собой проституция, социально и сексологически?

Судя по имеющимся (очень ограниченным - советским и очень большим - зарубежным) данным, проституция - универсальный элемент городского образа жизни.

Отношение к ним в нашем обществе двойственное, с одной стороны, гневно-презрительное, а с другой - завистливое. "Литературная газета" в конце 80-х провела опрос московских школьников и учащихся ПТУ относительно престижа разных профессий с точки зрения их доходности. Из 20 перечисленных занятий проститутки разделили с "директорами" и "продавцами" 9-11-е места, опередив журналистов, дипломатов и таксистов, не говоря уж о профессорах и академиках.

Проституция - не изолированное явление, а часть определенной субкультуры. Проститутки содержат не только себя, но и многочисленный "штат", от которого они зависят: швейцаров и администраторов гостиниц, таксистов, иногда милиционеров. Это хорошо показано в повести Владимира Кунина "Интердевочка" и одноименном кинофильме. Профессиональные проститутки тесно связаны с теневой экономикой и организованной преступностью, которая самовластно распоряжается их судьбами. Вообще слухи об их благоденствии сильно преувеличены.

Как и в других странах, российские проститутки социально неоднородны. Хотя у нас нет таких многочисленных градаций, как на Западе, четко прослеживается 2 слоя проституток. Высший слой, элита - это "интердевочки", "путаны", работающие только за валюту, тщательно выбирающие клиентов, проводящие время в дорогих ресторанах, отдыхающие на шикарных курортах и т. д. Этот стиль жизни требует соответствующих внешних данных, связей и профессиональной квалификации. Второй, значительно более многочисленной категории проституток все это недоступно. Они обслуживают случайных клиентов, рискуют гораздо больше, а зарабатывают неизмеримо меньше. В самом низу этой группы - опустившиеся, спившиеся женщины, околачивающиеся по вокзалам и подворотням.

Кроме профессиональной проституции, у нас, как и за рубежом, имеется много "любительниц", которые занимаются ею как дополнительным промыслом, чтобы приодеться, купить косметику, а то и просто пополнить семейный бюджет.

Столь же различна и их психология. Одни ведут себя вызывающе, доказывают свою необходимость, утонченность и т. д. Другие оправдываются, уверяя, что они хорошие жены и матери, а это - побочный приработок.

Обыденное сознание различает проституток, работающих из-за денег, и шлюх, которые спят с кем попало ради удовольствия или от равнодушия. Это различение в общем справедливо. Большинство проституток, обследованных московским венерологом В. С. Мыскиным, сказали, что они не получают удовлетворения от сексуальной близости, многие даже испытывают к ней отвращение.

Существует ли какой-то "сексуальный профиль" проститутки? Многие будущие "путаны" раньше своих сверстниц начинают половую жизнь, причем, с малознакомыми, сменяющимися партнерами. Относительное сексуальное безразличие позволяет легко преодолеть морально-психологический барьер, отделяющий связь ради удовольствия и просто за "компанию" от продажи себя за деньги. Безличность, отчужденность - общее свойство проституции и сексуальной распущен ности.

Проституция - социальный феномен. В научной литературе проституток часто называют "сексуальными работниками" (sex workers) и это совершенно точный термин. И поскольку спрос рождает предложение, главный вопрос заключается в том, какие именно сексуальные и иные потребности она удовлетворяет. К сожалению, научных данных о мужчинах, пользующихся услугами проституток, очень мало не только у нас, но и за рубежом.

В XIX и начале XX века бордели часто посещали юноши, только начинавшие половую жизнь: школьники, студенты. Волнующий и вместе с тем отталкивающий акт потери невинности в публичном доме или "с девкой" ярко описан в художественной литературе ("Яма" А. И. Куприна, "Смятение воспитанника Терлеса" Роберта Музиля, "Повесть о бедных влюбленных" Васко Пратолини и др.). Во второй половине XX века значение этой функции проституции резко уменьшилось. Среди американских мужчин, опрошенных Кинзи, с проститутками начинали свою половую жизнь 22 процента, а сейчас - только 3 процента. В 1903 году 42 процента русских студентов начинали половую жизнь с проститутками, в 1922 году - 28, а в 1927 году - только 14 процентов. Современные подростки и юноши большей частью проходят "сексуальную инициацию" с собственными сверстницами. Услугами проституток пользуются мужчины постарше.

Какие же потребности удовлетворяет проституция? Джон Гэньон называет несколько основных мотивов.

  1. Проституция упрощает и ускоряет сексуальное сближение, избавляя мужчину от необходимости ухаживать, соблюдать какие-то ритуалы, вести переговоры с риском, что дело может сорваться. В принципе любовная игра, даже если это просто флирт или "охота", сама по себе доставляет огромное удовольствие. Но есть мужчины, которых она не интересует или которые не умеют ее вести, боятся потерпеть в ней фиаско. Для них важен только конечный результат, поэтому проститутка, которая не может сказать "нет", идеальный выход из положения.
  2. Связь с проституткой избавляет мужчину от ответственности, как социальной, на случай беременности, так и эмоциональной. Нормальная сексуальная близость, даже случайная, без любви, предполагает какую-то личную, эмоциональную вовлеченность, заботу о партнере. Недаром мы называем половые отношения интимными. Однако некоторые мужчины к этому не способны. При нормальных, равноправных отношениях с женщиной они чувствуют себя неполноценными, это заставляет их притворяться. Таким людям нужен именно отчужденный, анонимный секс, свободный не только от всяких обязательств, но и от интимности.
  3. Проституция привлекает мужчин экзотическим разнообразием, возможностью приобретения нового опыта. "Порядочные женщины", особенно воспитанные в ханжеском, антисексуальном духе, часто не дают себе труда позаботиться об эротической технике, приемах возбуждения и т. д. Поэтому они быстро надоедают, приедаются. Профессиональная проститутка обязана совершенствовать свою технику, она не только учит своих клиентов, но и сама постоянно учится у них. Кроме того, она делает то, что клиент хочет, тогда как жена может ему в этом отказать. Например, один из самых распространенных приемов платного секса - фелляция; мужчины ее очень любят, а многие женщины находят отвратительной и даже извращенной.
  4. Сексуальные желания многих мужчин содержат нечто странное, не вполне обычное. Признаться в этом жене или любовнице стыдно, а с проституткой все можно, и никто об этом не узнает. До тех пор пока секс считается "грязным", "плохие" женщины всегда будут для некоторых мужчин соблазнительнее "хороших", ибо "порядочность" ассоциируется с монотонностью и скукой.
  5. Существует и проблема возраста. Стареющих мужчин (после 50 лет) влекут молодые женщины, но их собственная привлекательность с возрастом уменьшается. Власть, богатство или престиж вполне способны компенсировать это; Генри Киссинджеру приписывают слова "Власть - это последний афродизиак" (то есть сексуально возбуждающее средство). Тем, у кого ни власти, ни денег, ни престижа нет, приходится довольствоваться законным браком или обращаться к проституткам.
  6. Проституция - особая форма общения. Нередко мужчина ищет в проститутке не только сексуального партнера, но и собеседницу, которой он может изливать свои обиды, изображать из себя более значительного человека, чем он на самом деле является, и т. п. Не всегда жена и близкие позволяют ему это, а наемная женщина, если она действительно профессионалка, будет терпеливо слушать и изображать сочувствие.
  7. Проституция - это секс вдали от дома. Недаром она процветает в больших городах, вблизи военных учреждений и т. д. Самые частые клиенты проституток - приезжие и командированные, которые чувствуют себя одинокими и неухоженными.
  8. Проституция - последнее убежище для несчастных, уродливых, больных, тех, кто - справедливо или несправедливо - считает, что не может привлечь женщину иначе как за деньги. Кто осмелится бросить в такого человека камень?

До сих пор я говорил о женской проституции. Но существует - и всегда была - также проституция мужская. Мужчин, которые обслуживают женщин, называют французским словом "жиголо" (gigolo) - буквально: парнишка или платный танцор в дансинге, а тех, кто имеет мужскую клиентуру,- американским словом "хаслер" (hustler) - буквально: энергичный человек, но также человек, живущий за счет какого-то нелегального промысла; to hustle - значит также "просить, клянчить". В последние годы на Западе, да и у нас, в проституции подвизается все больше мужчин-трансвеститов, переодевающихся в женское платье, усваивающих женские манеры и т. д. По своим социально-психологическим параметрам мужская проституция столь же многообразна, как женская, и еще теснее связана с преступным миром.

Проституция имеет достаточно глубокие социальные, психологические и сексуальные причины и функции. Столь же очевидны и ее отрицательные стороны. Во-первых, она угрожает здоровью населения, будучи рассадником венерических заболеваний, а в последние годы - еще и СПИДа. Во-вторых, она покоится на угнетении женщин, вынужденных торговать собой. В-третьих, как всякий коммерческий секс, она безнравственна. В-четвертых, она тесно связана с преступным миром. В-пятых, несмотря ни на какие запреты, в нее вовлекаются несовершеннолетние (по оценке американских социологов, проституцией занимаются 2,4 миллиона подростков обоего пола), а это очень страшно.

Поэтому начиная с глубокой древности люди думали, как уничтожить или хотя бы ограничить распространение проституции. Но сделать это крайне трудно.

Прежде всего нужно четко различать причины и следствия. Проституция вообще, а подростковая проституция в особенности, неотделима от таких социальных условий, как бедность, безработица, бездомность. Не уничтожив их, устранить проституцию нельзя. Кроме того, нужно ясно отдавать себе отчет в том, кого и от чего мы хотим защитить. Защита общества от инфекционных заболеваний, женщин и детей - от сексуальной эксплуатации, людей вообще от греха и безнравственности - совершенно разные задачи, требующие для своего решения разных методов. Существует несколько вариантов социальной политики.

  1. Запрет и полное искоренение проституции с помощью правовых и административных мер. Эта стратегия заведомо неэффективна и часто дает противоположный результат. При всей ее неприглядности проституция в некоторых случаях способствует уменьшению числа сексуальных преступлений, например, изнасилований. Например, после легализации проституции в Дании число зарегистрированных изнасилований в этой стране снизилось на 70 процентов, тогда как в Австралии, после того как проституция там была законодательно запрещена, количество изнасилований выросло на 149 процентов. Контроль за соблюдением законов против проституции стоит очень дорого, кроме того, неизбежно возникает множество злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
  2. Ограничение распространения проституции. Например, она формально или фактически разрешается в одних районах города и запрещается в других. Или запрещается только детская проституция. Или правоохранительные органы проводят периодические облавы на проституток, как правило, тех, кто работает в наиболее известных местах. Такие карантинные меры малоэффективны. В поле зрения милиции обычно попадают только некоторые злачные места, да и штрафом мало кого испугаешь.
  3. Борьба с проституцией путем систематического воспитания и просвещения. Это абсолютно необходимо, но тоже не панацея. Прежде всего, как на Западе, так и у нас, органическую воспитательную работу часто заменяют крикливые истерические кампании. Кроме массового озлобления, это ничего не дает и к тому же используется реакционными силами в своекорыстных политических целях. Что же касается просветительной работы, то сами проститутки ее, как правило, игнорируют. У нас дело с этим обстоит даже хуже, чем на Западе, как это ни парадоксально,- из-за недостаточного профессионализма наших проституток (непрофессионализм - наша общая беда). Западные проститутки, в общем-то, соблюдают технику безопасности и отказываются работать без презервативов. Российские же проститутки сплошь и рядом надеются на авось.

Короче говоря, простых и радикальных средств против проституции нет. Учитывая неэффективность административных мер, многие зарубежные ученые предлагают стать на путь легализации или декриминализации проституции. Легализация означает юридическое признание проституции как законного вида деятельности, регулируемого и охраняемого законом, с обязательной выдачей лицензий, уплатой налогов и т. д. Такая система существует в Великобритании, Нидерландах, Швеции. Под декриминализацией имеется в виду, что проституция не запрещается и не карается, но и не признается законом, оставаясь своего рода неформальной деятельностью. В новом Уголовном кодексе РФ, как и в предыдущем, нет статьи об уголовной ответственности за проституцию, однако статья 240 предусматривает ответственность за вовлечение женщин в занятие проституцией, а статья 241 - за содержание притонов.

С точки зрения логики легализация проституции предпочтительнее, так как она облегчает медико-санитарный контроль, избавляет проституток от шантажа и вымогательства, а общество - от лицемерия и дает государству определенные финансовые выгоды. Но насколько это совместимо с нашим нравственным сознанием? Кроме того, если наше государство не может защитить банкиров, то уж проституткам оно и вовсе ничего не даст. Тогда какой им смысл платить лишние налоги?

© И.С. Кон


Aport Ranker
Создание и поддержка сервера - ИМС НЕВРОНЕТ
Вопросы и пожелания
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ
Hosted by uCoz