СЕКСОЛОГИЯ 
  Персональный сайт И.С. КОНА 
 Главная страница  Книги  Статьи  Заметки  Кунсткамера  О себе  English 

Нагой мужчина в искусстве и в жизни

Содержание
    Введение

  1. Нагота как культурологическая проблема
  2. Образы мужского тела в древнейших цивилизациях
  3. В поисках идеальной красоты
  4. Духовность против телесности
  5. Реабилитация плоти
  6. Эстетика мужественности и открытие мужской субъективности
  7. Естественность против красоты. От нагого к голому
  1. Мускулистая маскулинность. От атлетизма к милитаризму
  2. Гомосексуальное тело
  3. Из чего сделаны мальчики?
  4. Мужское тело в русском искусстве
  5. Женский взгляд на мужское тело
  6. Мужское тело и современная массовая культура

    Литература (по главам)
    Список иллюстраций

Введение. О чем и для кого эта книга?

Тело - один из самых увлекательных и сложных сюжетов современного общество= и человековедения. Но произошло это сравнительно недавно.

До последней трети XX в. тело считалось объективной природной данностью, интересной только для биологии и медицины. Общественные и гуманитарные науки затрагивали телесность лишь попутно, в связи с философской проблемой соотношения духовного и материального или в рамках истории искусства и физической культуры. В двух послевоенных изданиях Большой Советской Энциклопедии тело представлено двумя статьями "Тело алгебраическое" и "Тело геометрическое", плюс "телесными наказаниями" и "телесными повреждениями". В "Философской энциклопедии" (1960 - 1970) редкие упоминания о "теле", "телесной субстанции" и "телесности" почти все содержатся в историко-философских статьях, посвященных Платону, Фоме Аквинскому, Лейбницу и идеалистической философской антропологии. Таким же бестелесным был и большой "Философский энциклопедический словарь" (1983).

Запреты распространялись даже на справочники по истории искусства и религии. В замечательной двухтомной энциклопедии "Мифы народов мира" (1980-1982) не нашлось места для статьи "Фаллический культ" или "Фаллос" (хотя есть индийское "Линга", а слово "фаллос" упоминается 19 раз ).

Первым "прорывом" в этой области знания в отечественной, а отчасти и в мировой науке была книга М.М. Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965), в которой была разработана категория "телесного канона", т. е нормативных представлений о том, каким является и должно быть человеческое тело. Эти нормативные представления, которые меняются в ходе исторического развития общества, занимают одно из центральных мест в любой картине мира и оказывают сильнейшее воздействие на реальное поведение конкретных людей.

Начиная с 1970-х годов, на Западе сложилось понимание тела не как простой эмпирической данности, а как сложного социального конструкта, которое постепенно проникает во все науки о человеке и обществе и даже образует автономные субдисциплины, этот процесс прекрасно описан в книге И.М. Быховской "Homo somatikos: аксиология человеческого тела" (2000). Появилась новая философская феноменология тела. В 1980-х гг возникают социология тела, история тела и антропология тела. Выходят многочисленные междисциплинарные сборники и серийные публикации.

Весомый вклад в изучение телесной проблематики внесли феминистские гендерные иссследования. В отличие от духа, который может быть "чистым" и "абстрактным", тело всегда конкретно, оно имеет размер, цвет кожи, расу и, самое главное - пол. Дух может быть бесполым, тело - нет. От чего зависит социальное конструирование мужского и женского тела, какое из них чаще показывается публично и как это меняется в ходе исторического развития?

Эти вопросы - ключевые для истории искусства. Первые альбомы-монографии по истории обнаженного тела в искусстве, выходившие в начале ХХ в., репродуцировали и обсуждали просто "красивое человеческое тело" (Weese, 1900, Hirth und Bassermann,1902, Bulle, 1912). Однако это "красивое тело" было преимущественно женским. Почему? Потому ли, что женское тело красивее мужского, или же за ситуацией, когда мужчина смотрит, а женщина показывается, стоят отношения власти: женщина становится объектом мужского взгляда прежде всего потому, что она социально зависит от мужчины?

Феминистская эстетика и социология искусства основательно разработала и продолжает исследовать эту тему. Но изучать положение женщин без параллельного изучения мужского мира невозможно. Это верно и для истории искусства. Однако мужское тело не только слабее представлено в изобразительном искусстве (в Лондонской галерее Тейт, единственном музее мирового класса, в котором создан электронный предметный каталог, на 721 изображение женской наготы приходится 416 образов обнаженных мужчин; с портретами соотношение обратное - на 566 женских портретов приходится 794 мужских ), но и значительно хуже изучено.

Первая и, пожалуй, лучшая монография на эту тему, книга Маргарет Уолтерс "Нагой мужчина", вышла в 1978 г. (Walters, 1978) С тех пор появилось много искусствоведческих исследований о репрезентации мужского тела ( Adler and Pointon, 1993; Boone, 1998, Brooks, 1993, Cohan. and Hark, 1993, Perry and Rossington, 1994, Davis, 1991, Dutton, 1995, Gоldstein, 1994, Krondorfer, 1996, Lehman, 1993, Lucie-Smith, 1998, Mosse, 1996, Schehr, 1997, Solomon-Godeau, 1997, Weiermair, 1987 и др). Но большинство из них, начиная с альбома-монографии Сесиля Бердели "Голубая любовь" (Beurdeley, 1977) рассматривают эту тему в контексте истории однополой любви (Cooper, 1994; Creekmur and Doty, 1995, Saslow, 1999 и др.), что само по себе правомерно, потому что для гомоэротического взгляда обнаженное мужское тело особенно привлекательно, но недостаточно. Работы по истории изобразительного искусства недостаточно учитывают данные антропологии и социальной истории об эволюции мужского телесного канона и понятия маскулинности, истории одежды и т.д. А исследования по истории и антропологии сексуальности, стыда и наготы, в свою очередь, недостаточно учитывают искусствоведческий материал.

Предлагаемая вниманию читателя книга является не искусствоведческой, а культурологической. История мужского тела для меня лишь аспект исторической социологии маскулинности. Меня интересует, как меняются мужчины и их представления о самих себе в современном мире, в котором они утрачивают свою былую власть и гегемонию. Изменение общего канона маскулинности неизбежно сопровождается также изменением мужского телесного канона, что проявляется как в изобразительном искусстве, так и в бытовой культуре. И понять эти процессы можно только в широкой всемирно-исторической перспективе.

Отсюда и структура книги. Я начинаю с рассмотрения наготы как общей культурологической проблемы, после чего рассматриваю (к сожалению, суммарно, так как предмет плохо исследован) образы мужского тела в древнейших цивилизациях Азии, Африки и Центральной Америки. Затем следует анализ образов мужского тела в античной Греции и Риме и в христианской культуре западноевропейского средневековья. Подробно рассматривается реабилитация плоти в эпоху Возрождения, эстетика мужественности и открытие мужской субъективности в искусстве XVII - XVIII веков, спор между "красивостью" и "естественностью" в реалистическом искусстве XIX - начала XX вв ., проблема "мускулистой маскулинности" и фашистского тела. Особые главы посвящены гомоэротическому взгляду на мужское тело и истории художественного изображения обнаженных мальчиков. Специальные очерки посвящены истории изображения мужского тела в русском искусстве и женскому взгляду на мужское тело. В заключении книги рассматриваются современные перспективы маскулинности и мужского тела.

Написание этой книги потребовало изучения не только большой научной -исторической, антропологической, религиеведческой и искусствоведческой - литературы, но и ознакомления с самими произведениями искусства. Благодаря гранту фонда Макартуров на исследование темы "Мужчины в меняющемся мире" (1999), с которого началась эта работа, и краткосрочным грантам Центрально-Европейского университета в Будапеште, Института истории имени Макса Планка в Геттингене и Института Кеннана в Вашингтоне, я смог непосредственно ознакомиться с коллекциями ряда музеев Берлина, Вашингтона, Нью-Йорка, Парижа, Будапешта и Хельсинки, а также с огромным количеством альбомов и публикаций. Для посещения отечественных музеев материальное вспомоществование не требовалось, пенсионеры имеют льготы, а Эрмитаж их пускает даже бесплатно.

Неоценимым подспорьем оказался также Интернет, в котором я провел многие десятки и сотни часов.

Некоторые крупнейшие музеи уже создали полные электронные каталоги своих коллекций, сделав их доступными любому желающему (за исключением тех, увы, многочисленных случаев, когда это противоречит нормам авторского права). Я испытываю чувство благодарности к флорентийской галерее Уффици - Virtual Uffizi. The complete catalogue - <http://www.arca.net/uffizi>, Лондонской национальной галерее, Лондонской галерее Тейт, Музею Современного искусства в Нью-Йорке, Музею изящных искусств в Филадельфии. Многие другие большие музеи - Лувр, Британский музей, Нью-Йоркской Музей Метрополитэн, Вашингтонская Национальная галерея и др. - показывают на своих вебсайтах лишь часть своих собраний. Еще хуже представлены в Интернете российские музеи, которые только начинают открывать свои коллекции.

В Интернете есть также немало специальных художественных сайтов, где можно найти произведения искусства.

Во-первых, это сайты компаний, изготовляющих и продающих высококачественные репродукции произведений изобразительного искусства. За репродукции, разумеется, нужно платить, но электронные изображения картин показывают даром. Крупнейший сайт такого рода ( свыше 25 тысяч картин) - Art Renewal Center (ARC) < http://www.artrenewal.org>. Огромный выбор художественных произведений, изображающих обнаженное тело, представляет сайт The nude in art history <http://www.ocaiw.com/galenude.htm>

Вторая группа сайтов - некоммерческие сайты, поддерживаемые каким-то научным центром или частными любителями искусства. Они содержат не только картинки, но и биографии художников, библиографию и т.п.. Прежде всего это Mark Harden. The Museum of Modern Art <http://artchive.com>. и Carol Gerten Jackson <http://sunsite.dk/cgfa> . Свыше 8.500 картин содержит Web Gallery of Art <http://gallery.euroweb.hu>. Исключительно богаты и информативны сайты <http://www.artcyclopedia.com> , Fine Art Presentation, sponsored by James Stewart . <http://fineart.elib.com> и Web Museum Paris <http://www.ibiblio.org>. Некоторые сайты тематизированы. Например, сайт Boys in fine art <http://www.duende.f2s.com/art/paintings.html > содержит больше 200 живописных изображений мальчиков. Истории однополой любви посвящен специальный сайт World history of male love <http://www.androphile.org > . Богат и весьма информативен сайт El museo del gayo <http://gladiator.corazongay.com >. Существуют бесчисленные сайты, посвященные творчеству отдельных художников, а также Ассоциация вебмастеров сайтов по истории искусства - Art History Webmasters Association <http://www.unites.uqam.ca./AHWA > и World Wide Arts Resources Corporation <http://wwar.com >. К сожалению, некоторые из частных сайтов временами исчезают или меняют адреса.

Наконец, третья группа сайтов - собственные сайты современных художников или компаний, продающих произведения искусства.

Всем этим вебмастерам - моя искренняя благодарность. Помимо возможности увидеть недоступные произведения искусства, электроника позволяет рассмотреть такие детали картины, которых не разглядишь на репродукции, а подчас и на оригинале, если он неудобно повешен. К сожалению, указать, где именно взята та или иная иллюстрация (многое я сканировал непосредственно из книг или каталогов) не представляется возможным.


© И.С. Кон


 
Информационная медицинская сеть НЕВРОНЕТ